|
| |
Пост N: 24
Зарегистрирован: 13.03.06
Рейтинг:
0
|
|
Отправлено: 23.06.06 17:24. Заголовок: Стиль
Почему в правилах испытаний спаниеля необходимо отказаться от оценки стиля и, соответственно, исключить графы "Стиль хода" и "Стиль подводки". Понятие "стиля", применительно к описанию работы собак, появилось в конце позапрошлого века, использовалось, как правило, для выражения впечатления от работы породной легавой собаки и часто употреблялось в значении "красота". Впоследствии, в правилах испытаний легавых была введена графа "Стиль и красота", на которую отводилось 15 баллов. Позже слово "красота" из названия этой графы было исключено, а графа была детализированна. Таким образом, появились "стиль хода", "стиль стойки" и "стиль подводки". Почему же из названия графы "Стиль и красота" исключили слово "красота"? Скорее всего, это связано с тем, что "красота", в отличии от "стиля", понятие субъективное, и его очень затрудительно определять, а определение стилю дать сравнительно легко: стиль - это отвлеченное обобщение признаков, свойственных какому-либо предмету. А красота для каждого своя: кто-то считает красивыми движения носорога, а кто-то нет. Что же понимается под "стилем" работы легавой собаки: "стиль - выразительность и гармоничность всех движений и приемов в работе, свойственные каждой из пород легавых собак." Теперь посмотрим на правила испытаний спаниелей: "Стиль - типичность, красота хода и поиска, энергичность при подводке и подьеме птицы...". Определения очень похожи: "типичность" из определения стиля у спаниелей соответствует "свойственные каждой из пород...", а "красота хода и поиска" соответствует "выразительности и гармоничности всех приемов и движений в работе". Таким образом, появившись в правилах испытаний легавых, понятие стиля перекочевало в правила испытаний спаниелей. Но, принимая во внимание, что приемы работы у спаниелей и у легавых отличаются, то в правила испытания спаниелей были введены соответствующие пояснения, которые содержатся в ориентировочной шкале примерных расценок. Прежде чем перейти к разбору этих пояснений, я бы хотел подвергнуть сомнению основное определение стиля для спаниелей в части "красота хода и поиска", поскольку между стилем и красотой ставится знак равенства, то становится непонятным, что же в ходе и поиске следует считать красивым (ведь красота у каждого своя). Если же воспользоваться определением красоты, как "выразительности и гармоничности", то тогда возникает вопрос, как оценивать недостаточно выразительные, но очень эффективные работы спаниеля. Ведь никто не будет спорить, что спаниель универсален в пользовании чутьем, а это предполагает отсутствие какой-либо типичной, закрепленной манеры в работе по птице и приводит к появлению большого количества разнообразных приемов, продиктованных целесообразностью и оптимальностью в достижении результата (нахождении и подъеме птицы). И еще, манера поиска его будет разниться в зависимости от местности (спаниель должен быть эффективен в разных типах угодий), ветра, погоды и поведения птицы. Для подтверждения своей мысли приведу здесь цитату из комментариев к организации и судейству состязаний английских спрингер-спаниелей, размещенной на нижегородском сайте КП "Русский спаниель", касательно поиска: "Поскольку функция спаниеля — поиск и выпугивание дичи, выбор манеры поиска должен быть полностью подчинен достижению этой цели, а не доставлению эстетического удовлетворения". Когда мы внимательно посмотрим на пояснения к определению "стиль хода" и "стиль подводки", то мы обнаружим, что некоторые из них никак не соотносятся с основным определением стиля, а самое главное, вступают в противоречие с требованием оптимальности поиска для достижения результата этого поиска. Что же это за несоответствия и противоречия? 1. "... "подводка" в полном контакте с ведущим и подъем птицы с заходом на него." Это пояснение можно включать в графу "постановка", "мастерство" (если бы такая была), но позвольте вас спросить, причем здесь "стиль"? 2. "... ход собаки с поднятой головой, с подпрыгиванием время от времени, если испытывается в высокой осоке, траве или кустарнике (делает свечки)". Это пояснение соответствует основному определению стиля, но оно противоречит требованию целесообразности поиска и универсальности спаниеля в пользовании чутьем. Не всегда "свечки" и "поднятая голова" оптимальны и целесообразны. Тем более смущает наличие в пояснении сослогательного наклонения приминительно к угодьям. А если не будет высокой травы? Некоторые эксперты определяют стиль, как оптимальность движений собаки для достижения результата, т.е. высоко поднятая голова позволяет причуять запах от дичи дальше. Но, во-первых, оптимальность и стиль это разные понятия, а во-вторых, судить об оптимальности движений собаки можно лишь по результату. Немного ли мы на себя берем, решая за собаку, что на данный момент поиска в ее движениях будет оптимальным, а что нет? А если, неся голову высоко, она пропускает наброды, которые ее приведут к птице, которую верхом она не прихватит из-за того, что сама птица не находится в полосе направления движения ведущего? На испытаниях я судил очень много собак, которые, идя на легком галопе, делая изумительные "свечки", явно пропускали птиц, а пущенная следом не очень эффектно работающая собачка поднимала все четко и быстро. Иногда под стилем понимается рациональность работы двигательного аппарата собаки в поиске, но это, по моему глубокому убеждению, также не имеет никакого отношения к стилю. Рациональность движения напрямую связана с анатомическим строением собаки, и оценивается это на выставке. Исходя из всего вышесказанного, считаю необходимым исключить из правил понятие стиля, как противорачащее основным требованиям, предъявляемым к спаниелям на охоте, а именно, универсальности в пользовании чутьем, оптимальности, целесообразности и, как следствие, эффективности поиска. Что же касается манеры работы спаниеля на подъеме птицы, то наличия графы "Подводка" или "Выпугивание" с 10 баллами диапазона вполне достаточно для оценки всех нюансов проявления этого качества.
|